Генеалогия А. С. Пушкина неоднократно служила предметом пристального исследования. С одной стороны, это облегчает задачу того, кто берется писать о роде великого поэта, с другой – усложняет. Трудно и неинтересно ходить по следам чужих исследований, пересказывать уже известные факты и события. Но в то же время интерес к Пушкину, его творчеству и биографии не утихает, появляются новые данные и к родословной поэта, истории его предков и потомков. Это обстоятельство делает важным даже настоящий популярный очерк, ни в коей мере не претендующий на значение научного исследования.
Летом 1765 года императрица Екатерина II наметила провести большие маневры. Генералы и офицеры должны были показать, что они не утратили боевой опыт, полученный в годы Семилетней войны, и «охотно и усердно все и каждый понесли бы жизнь свою, за честь и славу великия своея Самодержицы, и в оборону своего Отечества».
Для войск гвардии и полков, квартировавших вокруг Санкт-Петербурга, местом проведения маневров, которые были назначены на июнь 1765 года, были выбраны окрестности Красного Села, в 30 верстах от Санкт-Петербурга.
Так в 1840 году иронично назвал свой рисунок известный художник П. А. Федотов, бывший в то время офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Он изобразил момент, когда полковой командир генерал-майор Вяткин распекал молодого офицера, командира залегшей в поле цепи застрельщиков. Каламбурная игра двумя значениями слова «брань» (битва и ругань) юмористически сопоставляет село Красное вблизи Смоленска, где Кутузов разбил отступающую наполеоновскую армию в 1812 году, и Красное Село под Петербургом, где русская гвардия совершала свои ежегодные учения в мирное время.
При Николае I красносельские маневры, ставшие уже непременным элементом службы, носили характерный отпечаток своей эпохи.
Увеселения в Красном Селе происходили летом, когда из Петербурга в свою загородную резиденцию переселялся царский двор, а вслед за ним передислоцировались и войска. С середины XIX века (с 1851 года) ведет свою историю Красносельский театр, где и происходили все основные летние театральные развлечения высшей российской знати. На сцене этого театра показывались драматические, балетные и оперные постановки (в основном целиком перенесенные с императорской сцены), выступали артисты оперетты и эстрады. Иногда зал и сцена театра становились местом балов и празднеств. Излюбленной формой показа лучших артистических сил был дивертисмент - легкий, непринужденный, развлекательный и разнообразный. Перенесение на сцену летнего театра целых постановок проигрывало в сравнении с подвижной и неприхотливой формой театрально-эстрадного дивертисмента. Поэтому в практике Красносельского театра она была доминирующей и легко достигала своей цели, удовлетворяя различные вкусы как аристократического зрителя, так и высшего офицерства.
Увеселения в Красном Селе происходили летом, когда из Петербурга в свою загородную резиденцию переселялся царский двор, а вслед за ним передислоцировались и войска. С середины XIX века (с 1851 года) ведет свою историю Красносельский театр, где и происходили все основные летние театральные развлечения высшей российской знати. На сцене этого театра показывались драматические, балетные и оперные постановки (в основном целиком перенесенные с императорской сцены), выступали артисты оперетты и эстрады. Иногда зал и сцена театра становились местом балов и празднеств. Излюбленной формой показа лучших артистических сил был дивертисмент - легкий, непринужденный, развлекательный и разнообразный. Перенесение на сцену летнего театра целых постановок проигрывало в сравнении с подвижной и неприхотливой формой театрально-эстрадного дивертисмента. Поэтому в практике Красносельского театра она была доминирующей и легко достигала своей цели, удовлетворяя различные вкусы как аристократического зрителя, так и высшего офицерства.
Красносельские лагеря тесно связаны с началом практического применения электричества в русской армии, да, наверное, и в России вообще. Пионером этого стал генерал-майор Карл-Людвиг (Карл Андреевич) Шильдер (1785-1853), выдающийся российский военный инженер и «первый русский военный гальванер», как его называли. К. Шильдер родился в Витебской губернии в богатой дворянской семье. Учился в Московском университетском благородном пансионе, по окончании которого в 1802 году в звании унтер-офицера поступил на военную службу. Боевое крещение получил в сражении под Аустерлицем, за отличие в котором его наградили орденом св. Анны с надписью «За храбрость». В 1806 году, выдержав экзамен, он был произведен в офицеры и назначен во 2-й пионерный (саперный) полк.
Имя великого французского писателя Оноре де Бальзака тесно связано с Российской империей XIX столетия. Семнадцать лет жизни он посвятил думам о России, об Украине, о своем счастье на этой земле. Почти ежедневно его письма в России получала «иностранка», польская помещица, русская подданная, Эвелина Ганская. О браке с ней писатель мечтал с 1833 года. Надеждам Бальзака не суждено было оправдаться, но в памяти осталось его невольное восхищение богатством и мощью великой державы, победившей его кумира, его идеала правителя и воина, Наполеона Бонапарта. Наполеон для Бальзака был новым воплощением титанов, владевших воображением людей первой половины XIX века, а его биография - мифом. В творчестве Бальзака образ Наполеона, обладающего почти сверхчеловеческими силами, имел не только историческое звучание, а приобретал огромный философский смысл.
Жизнь Красного Села и его окрестностей с конца XVIII века и вплоть до начала Первой мировой войны протекала довольно интенсивно, особенно в летние месяцы. Сюда устремлялись любители деревенского отдыха, привлекаемые живописными ландшафтами, чистыми озерами, многочисленными рощами и садами. Но главной отличительной чертой этих мест было то, что в мае-августе здесь сосредотачивались полки императорской гвардии. Ежегодно 40 - 45 тысяч высших и нижних чинов. Фактически каждый офицер гвардейского корпуса несколько раз за время своей службы находился в красносельском лагере.
Из среды военных, связанных с Красным Селом, вышло много ярких личностей. Однако их упоминание ограничивают обычно именами В. И. Суворова, М. И. Кутузова, М. Ю. Лермонтова, А. Ф. Можайского. Этот ряд, несомненно, пополнит имя художника П. А. Федотова.
С самого начала XIX века в красносельских лагерях начали активно проводиться мероприятия по медицинскому и санитарно-гигиеническому обеспечению военнослужащих, размещавшихся в полевых условиях.
Были сооружены водопровод, бани, канализация. В 1851 году «в видах сокращения издержек казны и для вящего сохранения здоровья нижних чинов (курсив наш. -Авт.) [было] решено заменить палаточный лагерь на деревянный». Однако этот процесс затянулся до 80-х годов XIX столетия.
Несмотря на проводимые мероприятия, в лагере периодически вспыхивали эпидемии. В 1831, 1849, 1866 годах холера, бушевавшая в Петербурге, «не оставила без внимания» и красносельские маневры. В 1911 году от брюшного тифа за короткий срок в лагере умерло более 300 человек, а цингой (по терминологии, принятой в то время, - скорбутыней) болели на протяжении XIX века. Помимо инфекционных заболеваний маневры представляли опасность и в отношении получения ранений и травм.
В дневнике великого князя Константина Константиновича 19 июля 1884 года записано: «Красное Село. Лагерь. Мой брак. Мне 26-й год, я женат и несу службу, которая мне по сердцу».
Минуло три месяца со дня венчания Константина Константиновича с принцессой Елизаветой Саксен-Альтенбургской, герцогиней Саксонской, которую в соответствии с царским манифестом отныне именовали Елизаветой Маврикиевной с титулом императорского высочества.
Еще до свадьбы, в январе 1883 года, великий князь мечтал об этих событиях, даже планировал их. В его дневнике это выглядит так: «Я приезжаю в Россию (в это время великий князь был в Альтенбурге. - Л. К.). В мае коронация (Александра III. - Л. К.). Под великой тайной все говорю Государю и, получив согласие его и родителей, возвращаюсь в Альтенбург, и тут помолвка. Потом служу в лагере, в Красном Селе, командую ротой Измайловского полка, все на меня смотрят как на жениха, все мне радуются, а осенью она приезжает. И потом свадьба».