Новости Красного Села Санкт-Петербург, Форум, Телефонный Справочник, Доска объявлений, Фотографии Красного Села

Красное Село KRASNOSEL.INFO информационно-развлекательный портал Красного Села Новости Красного Села, Телефонный Справочник, Доска объявлений КРАСНОЕ СЕЛО
Меню сайта
Реклама
Новые фотографии
Категории раздела
История Красного Села [39]
Храмы Красного Села [13]
Статьи пользователей [0]
Красное Село сегодня [3]
Реклама
Главная » Статьи » История Красного Села [ Добавить статью ]

Т. И. Николаева "КРАСНОЕ СЕЛО ВРЕМЕН РАСЦВЕТА ПОД ПЕТЕРБУРГОМ..." Часть 1
В литературе нередко название «Красное» связывается с красивой местностью. Историк города М. И. Пыляев в книге «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» пишет, что до 1811 г. Красное Седо называлось в официальных бумагах «дворцовым селом Красным». Найденный в Российском государственном историческом архиве документ позволяет дать новую трактовку названия, связав его с переселением под Петербург по указанию Петра I крестьян из подмосковного Красного Села. Крестьяне были переведены царем на новое место для усиления русского элемента в завоеванной Ингерманландской области. Переселенцы образовали слободы, соответствующие по названию слободам их подмосковного Красного Села: Братошинскую, Коломенскую и Павловскую. 
Петр I ценил не только уникальные возможности местности около Дудергофских гор, но и ее стратегическое значение как узла дорог в иноземные страны — на Колывань (Ревель) и в Курляндию, проходящих впоследствии через Братошинскую и Коломенскую слободы. В 1709 г. в долине реки Дудергофки царь начал освоение свободных земель, выбрав место для бумажной мельницы и положив начало известнейшей в России и за ее пределами мануфактуре. 
Когда вблизи села были найдены минералы, содержащие медь, то предполагалось здесь выстроить «медный» завод. В 1726 г. для него далее выделили земли: «Для того б заводу и на выгон по берегу речки Лиги отвесть кругом земли во все стороны по двести по пятидесят сажен, а в тех местах, где будет копана руда около штолен и шахтов, мастеровым и работным людям в длину и поперек сажен но тридцать». 
Ранее в районе Дудергофских высот Петр I пожаловал своей жене Екатерине земли, где для царицы построили деревянный дворец. Позднее, в недолгие годы правления Екатерины I (1725— 1727), рядом с ним возвели деревянную церковь по имя покровительницы императрицы — Святой великомученицы Екатерины. 
22 октября 1743 г. архитектор Джузеппе Трезини получил указание «осмотреть старый дворец, в каком состоянии оной находитца, и осмотреть места, можно ли где кирпичный завод строить и известь обжигать». Архитектор выполнил поручение: «По осмотру показанной старой деревянной дворец снизу в фундаменте нижние бревна погнили, и для того оной надлежит разобрать и поставить на каменном фундаменте, и которые бревна погнили, те переменить новыми, а для кирпичного заводу обретено глинистое место между бумажной и медной мельницей». Сохранился план села, датированный 1743 г., на котором обозначены «церковь, хоромы <...>, попарня, караулня, изба, баня, хлебные избы, амбары, хдевы, конюшни, сарай, фрясный погреб, хлебные амбары». В 1748 г., как свидетельствуют архивные документы, было намерение построить новый дворец по проекту, «учиненному обер-архитектором Растрелием», в связи с обветшанием старого дворца — «хорум». 
Архитектор Растрелли в послужном списке, включавшем работы с 1716 по 1764 г., указал строительство лишь деревянного охотничьего дома на каменном фундаменте в Красном Селе. Документов, подтверждающих строительство дворца, не обнаружено. В 1765 г. согласно высочайшему повелению было решено «от зимнего деревянного дому один флигель отдать Главной дворцовой канцелярии для разобрания и перестройки в Селе Красном». Эти работы были поручены архитектору А. Ринальди. Очевидно, имелся в виду флигель пятого временного деревянного Зимнего дворца. 
Найденный план старого Красносельского дворца с флигелями, подписанный Корнелисом ван Болесом, можно датировать серединой XVIII в. Деревянное здание имело в плане П-образную форму. На генеральном плане, впервые введенном нами в научный оборот, подписанном архитектором Е. Соколовым, который следует датировать концом XVIII в., изображены старый и новый дворцы с флигелями. 
В центре Красного Села стояла церковь, сооруженная при Екатерине I. «А по справке с Санкт-Петербургским духовным Правлением в вышеупомянутом Селе Красном церковь имеется деревянная во имя великомученицы Екатерины, а при ней прихожих 277 дворов», - свидетельствует донесение в Синод в 1733 г. Документ позволяет судить о том, что Красное Село к этому времени было уже довольно большим поселением. От императрицы Анны Иоанновны было получено 350 рублей на строительство новой каменной церкви «во имя первоначальныя Троицы с приделом великомученицы Екатерины». В различных исторических источниках строительство церкви, построенной в барочном стиле, связывается с именем архитектора И. Бланка и датировано 1733—1735 гг. На плане 1743 г. церковь имеет крестообразную форму с тремя выделенными апсидами (пр. Ленина, 108). Из наиболее значительных перестроек следует выделить работы, произведенные в 1854 г. архитектором А. И. Резановым и связанные с расширением храма. 
К строительным работам в Красном Селе привлекались известные петербургские архитекторы. Сметы за 1796 г. на постройку каменной конюшни на 200 стойл подписаны И. Е. Старовым, а сметы на возведение белильного двора для полотняной мануфактуры, состоящего из пяти корпусов, — Е. Т. Соколовым. Интересна и другая подписанная им смета на «разломку дворца со службами, с разработкою материалов в дело годных особо, а гнилых лесов тоже особо и с очисткою места». Очевидно, в данном случае рассматривался вопрос о старом дворце. 
В XIX в. строительство в Красном Селе приобретает широкие масштабы. План Коломенской слободы «с назначением каменных и деревянных домов», составленный не ранее 1806 г. (датирован по водяным знакам на бумаге), показывает изменения в этой части села. Здесь предполагалось построить значительное количество каменных домов, «при которых наружные стены каменные, а внутренние — деревянные, каждый дом разделен на два отделения». На плане Братошинской слободы, относящемся к этому же времени, показаны 120 деревянных домов с обозначением земли под огороды и сады и отмечены погоревшие крестьянские дома. Южнее дороги на Павловскую слободу находилось кладбище. Топографическая карта 1817 г. дает представление о том, как шло формирование слобод Красного Села вдоль главной дороги — Петербургской улицы. 
В 1819 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна предложила Александру I купить у нее Красное Село и «приобрести сим случаем единственное место около Санкт-Петербурга, находящееся для произведения маневров», которые проводились здесь еще с конца XVIII в. Пересеченный рельеф местности, источники чистой воды, небольшое расстояние от столицы и царских резиденций в Петергофе и Красном Селе способствовали этому выбору. С тех пор возведение различных построек в Красном Селе финансировалось Удельным департаментом. Согласно архивным делам за 1820 и 1823 гг., было предусмотрено строительство домов по проекту И. Аукини для великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, часто приезжавших на маневры. 
В 1825 г. Александр I утвердил планы «по устроению Красного Села» с тем, чтобы «расположить совершение всех назначенных построений на несколько лет».20 В том же году предполагалось приступить к постройке дворца для великого князя Николая Павловича, военного госпиталя, трех крестьянских двойных домов, двух «одинаких» крестьянских домов, семи крестьянских домов на месте развалившихся каменных. На 1826 г. наметили строительство дворца для великого князя Михаила Павловича, пятнадцати крестьянских двойных домов и восьми «одинаких», переделку военного госпиталя в генеральский корпус. В 1827 г. планировалось построить дом батальонного командира, экзерциргауз, двадцать двойных и десять «одинаких» крестьянских домов. На следующий год предполагалось возвести дом для удельного госпиталя, сорок пять двойных и девять «одинаких» крестьянских домов, в 1829 г. — сорок двойных и тридцать «одинаких» крестьянских домов. Таким образом, происходило постепенное преобразование Красного Села, объединяющего слободы сельского характера в военное поселение городского типа. 
15 декабря 1827 г. Николай I утвердил планы на постройку дворцов для себя и великого князя Михаила Павловича, караульни, лазарета для крестьян, а также кавалерских домов. Возведение этих строений к лагерному сезону поручалось архитектору 3. Ф. Дильдину. До сих пор сведения о личности зодчего были очень скудны. Выявленные архивные документы позволили уточнить обстоятельства его жизни и творчества. Захар Федорович Дильдин родился в 1784 г., воспитывался в частном пансионе. Сначала его определили архитекторским помощником при Кремлевских строениях в Москве, в 1816 г. прикомандировали к работам в Аничковом дворце. Архитектор «безвозмездно» вел надзор с 1826 г. в течение восемнадцати лет в мызах Знаменская и Ропша. Несчастья начались с ним в 1818 г., когда Дильдин занимался переустройством приобретенного дома и, провалившись со второго этажа на первый, повредил спину. Позднее, осматривая ветхие строения мызы Знаменской, он попал ногой в промывную трубу, сильно повредил ногу и потом ходил с костылем. В 1837 г., устраивая иллюминацию в мызе Ропша, по неосторожности мастеровых архитектор получил удар пожарным багром в голову и лишился слуха и одного глаза. Вопреки всем невзгодам он продолжал усердно трудиться, был многократно награжден бриллиантовыми перстнями - за отделку комнат великих княжен в Зимнем дворце (1827), устройство императорского дома в Красном Селе (1829), строительство крестьянских домов в деревне Коркули (1836). Умер зодчий 7 февраля 1853 г. 
В 1827 г. рассматривался также вопрос о постройке в Красном Селе дома для удельного правления на участке, с которого должны были снести крестьянские дома: три каменных и один деревянный. Участок располагался на Петербургской улице напротив дома императора. Для крестьян же отводилось место на вновь назначенной улице — Дворцовой. Однако к строительству правления не приступили. Тогда же был составлен проект удельного госпиталя, расположенного в «симметрию военного» госпиталя и соединенного с флигелями для приезжающих. Главный фасад деревянного здания имел 3 - 4 – 1 – 4 - 3 осей, т. е. на боковом выступе три окна, в центральной части — четыре окна, далее посередине — вход, потом в центральной части — четыре окна и на боковом выступе — три. Вход был оформлен в виде двухколонного дорического портика. Центральная часть и боковые выступы оформлялись рустовкой и треугольными фронтонами. Фасады флигелей для приезжающих на три оси также имели рустовку в боковых частях. Окна оформлялись замковыми камнями. 
3 октября 1827 г. были утверждены планы и фасады Конюшенного двора, подписанные архитектором Дильдиным. В состав двух конюшенных дворов, расположенных напротив дворцов, вошли жилой флигель, конюшни и сарай, имевшие скромное декоративное оформление. Тогда же утвердили составленные Дильдиным чертежи каменного кухонного корпуса, одноэтажного здания с гладким фасадом на семь осей и трехчастным окном на фронтоне. Утвержденный 6 октября 1827 г. план кардегардии (гауптвахты) представлял собой одноэтажное здание на три оси. Его чертеж также составил Дильдин. 
В июле 1828 г. ему поручили приступить к постройке образцового сельского училища. Его предполагалось построить на Санкт-Петербургской улице возле дома купца Крашенинникова, который занимал великий князь Михаил Павлович, «почти против церкви», т. е. севернее. В училище преподавание ограничивалось обучением чтению, письму, Закону Божьему, арифметике. Оно готовило писарей в удельные конторы и приказы, ставило целью «распространение необходимых для каждого христианина понятий о вере и некоторых первоначальных между крестьян сведений». В училище поступали мальчики от 8 до 12 лет. 
25 октября 1828 г. было принято решение о строительстве и открытии Главного удельного училища между будущими Высоцкой и Александрийской улицами. В него могли поступать дети крестьян от 14 до 16 лет из Красносельского, Санкт-Петербургского, Архангельского, Новгородского, Тверского, Псковского и Смоленского удельных имений. Ученикам предписывалось ношение специальной одежды из солдатского сукна: зимой — темно-зеленой куртки и темно-серых суконных панталон поверх сапог, а летом --- той же куртки и белых холщовых панталон.32 Проект училища составил архитектор X. Ф. Мейер. Одноэтажное деревянное здание по главному фасаду имело девять осей.33 В сохранившейся описи училища отмечалось: «Главный дом на улицу длиною 10 сажен, шириною 5 сажен 1 аршин, вышиною 2 сажени. На каменном фундаменте, стены обшиты и крыша покрыта дюймовыми сосновыми досками, окрашено серою масляною краскою с парапетом вокруг всего строения, в коем бронзовая надпись со стороны улицы». 
Христиан Филиппович Мейер (1789—1848) был строителем многочисленных построек в Красном Селе, но о многих из них до сих пор сведений не было. Он возвел также лютеранскую церковь в Дудергофе, конюшни в Стрельне, комплекс зданий Удельного земледельческого училища в Петербурге (Фермерское шоссе, 36), занимался перестройкой и расширением зданий Римско-католической духовной академии (Васильевский остров, 1-я линия, 52). С 1831 г. архитектор преподавал в Академии художеств. 
Документально установлено, что в Красном Селе в 1828 г. были окончены постройки, расположенные на Петербургской улице: два деревянных дворца — для императора и великого князя Михаила Павловича, каменный кухонный корпус, кухонный двор с деревянными погребами, деревянная кардегардия. Причем предписывалось начатые строения докончить Дильдину, а новые строить Мейеру. В частности, последним была построена каменная одноэтажная кухня на 11 осей по продольному фасаду и на шесть осей по боковому (пр. Ленина, 112). Б одном из документов дана краткая характеристика дворцов: «на каменном фундаменте, крытых железом, с терассами и по оным с деревянными колоннами, решетками, ступенями и деревянными желузями, со стороны улицы на двор, и с одной стороны дворцов к саду, чугунной решеткой с четырьмя воротами». 
В 1829 г. архитектор Мейер приступил к постройке конюшенных дворов для дворца императора и дворца великого князя Михаила Павловича, расположенных на Петербургской улице. 8 мая 1829 г. получил утверждение составленный зодчим проект дома для Красносельского удельного правления на Петербургской улице напротив гауптвахты, который был построен в течение года. Согласно описи, он представлял собой сооружение «длиной 10 сажен, шириной 6 сажен, с мезонином, каланчею, с обшивкою стен досками, с конюшнями и сараями».«Стены с мезонином срублены в лапу из сосновых бревен... с фасада с треглифами и модульенами, а во дворе с одними модульенами, с постановкою пилястр, с базами и капителями. Стены оного дома снаружи окрашены светло-серою масляною краскою... Снаружи вокруг окон прибиты наличники, а под сими окнами с фасада цельные точеные балясы и окрашены с наличниками белою масляною краскою... Для входа в оный дом с двора крыльцо с деревянными ступенями и со стеклянною галдарею». Фасад удельной конторы имел семь осей, а в мезонине — три оси. Центральная часть выделялась четырьмя пилястрами и треугольным фронтоном. Завершалось здание каланчой с овальными окнами. Для интерьеров была исполнена мебель красного и березового дерева. 
Из построек, законченных в 1830 г. архитектором X. Ф. Мейером, следует выделить удельный госпиталь и два дома для приезжих особ. Из найденной описи удельного госпиталя известно, что он был возведен на каменном плитном фундаменте с кирпичным цоколем. Стены срублены в лапу из сосновых бревен, а снаружи обшиты дюймовыми досками. Здание имело десять осей, завершалось деревянным карнизом с модульонами под фронтонами. Парадное крыльцо акцентировалось двумя колоннами. Здание было окрашено серой масляной краской, а карниз и модульоны белой. С двух сторон от удельного госпиталя, расположенного на углу Петербургской и Высоцкой улиц, возвели Малый и Большой дома для приезжающих особ в лагерное время. 
В 1831 г. Мейер составил проект дома для посланников — деревянного двухэтажного на каменном фундаменте с галереями и службами вместо ветхого, прежде занимаемого великой княгиней Еленой Павловной. Он располагался на Петербургской улице, севернее Троицкой церкви, восточнее его находилось сельское училище. Дом для посланников построили из соснового леса, обшили тесом. Стены выкрасили под серую известь, наличники, фризы, карнизы, пояски, модульоны, замки, пилястры, балясины и парапет — белой краской, крышу — зеленой, а цоколь — серой масляной краской, как свидетельствует опись. 
Из переписки о строительстве также известно, что на углу сада около дворца великого князя Михаила Павловича (угол Петербургской и Михайловской улиц) возвели деревянный дом для дежурства отдельного гвардейского корпуса, так называемый штаб, прямоугольный в плане, на три оси. 
Генеральные планы Красного Села, датированные 1832 г., дают наиболее полное представление о застройке к этому времени и свидетельствуют о ее масштабности. Общественный центр сформировался в основном в Коломенской слободе и ограничивался улицами Александрийской и Ольгинской на севере и Михайловской на юге. Санкт-Петербургская улица упрочила свое значение главенствующей, она по-прежнему пересекала три слободы и объединяла сложившуюся застройку. Ядром этого центра стали дворцы императора и великого князя Михаила Павловича, а также построенный к тому времени на территории дворцового сада деревянный дворец наследника цесаревича, имевший в плане Г-образную форму. Между ними располагались деревянные кавалерские дома, гауптвахта и каменное здание кухни. Севернее дворца императора большой участок занимал военный госпиталь, а южнее дворца великого князя Михаила Павловича находился штаб гвардейского корпуса. На противоположной стороне Санкт-Петербургской улицы напротив военного госпиталя размещался удельный госпиталь. Напротив гауптвахты находилось деревянное здание удельной конторы, справа и слева от которой были конюшенные дворы с домами для конюшенных чиновников. Между этими строениями по красной линии Санкт-Петербургской улицы выступали кавалерские дома. За церковью Святой Троицы были возведены два дома для священника и между ними кавалерский дом. Севернее церкви стоял деревянный дом для посланников со службами, с большим садом между ними. На противоположной стороне в глубине участка располагались деревянные строения удельного училища. 
Южнее бывшего шведского редута, уникального земляного сооружения XVII в., остатки которого сохранились до настоящего времени, на планах обозначены три корпуса и службы вновь построенного военного госпиталя. На восточном берегу Безымянного озера, как показывают исторические документы, возвышалось (до сих пор существующее) каменное здание дворца императора Александра I, прямоугольное в плане. К нему примыкал большой сад. В расположении крестьянских домов в трех слободах в основном был заложен регулярный принцип, но с элементами свободной планировки. Геометрическая организация кварталов с учетом рельефа местности и сложившихся исторически дорог составила особенность формирования трех слобод. 
Из работ, производившихся в 1836 г., следует отметить постройку нового дворца цесаревича на месте старого дворца. Проект архитектора Мейера, утвержденный 3 августа, был осуществлен за один год. Согласно описи, дворец прямоугольный с изломами в плане выстроили на каменном фундаменте из сосновых бревен в два этажа. Стены обшили столярной обшивкой из сосновых досок «в рустек». На втором этаже концы балок и связей выпустили для устройства галереи. Фасады окрасили масляной краской под серую известь, цоколь и крыльца — под свинец, крышу — зеленой масляной краской. 
В целях безопасности от огня новое строительство крестьянских домов намечалось вести не ближе 100 саженей от дворцовых и других общественных зданий. Крестьянские дворы состояли из одно- или двухэтажных домов со службами, огородом и садом. В составе служб были кузница, баня, молотильный сарай. 30 марта 1840 г. был утвержден новый генеральный план, по которому Братошинскую слободу предполагалось закончить Кирасирской улицей, Константиновская и Мариинская улицы отменялись, Никольская улица от Братошинской до Кирасирской не продолжалась, а все улицы, поперечные Санкт-Петербургской, предписывалось «для лучшего вида провести под прямыми углами, дабы угловые дома на главную улицу не были косвенны». Устанавливалась и очередность застройки; сначала Санкт- Петербургская, Братошинская и Никольская улицы, затем Лагерная и Коломенская и, наконец, Константиновская. Таким образом, Кирасирская улица замыкала Братошинскую слободу, и застройка севернее ее не предполагалась, что создавало разрыв перед Павловской слободой из-за низкого и изрытого местоположения, а также в целях пожарной безопасности. Общественный хлебный магазин, находившийся севернее Кирасирской улицы и окруженный крестьянскими домами, в случае пожара неминуемо был бы уничтожен. Улица Константиновская не назначалась, потому что должна была проходить по болоту, а Мариинская — слишком близко к улицам Братошинской и Высоцкой. Продолжение Никольской улицы от Братошинской до Кирасирской улицы из-за низменности места оказалось неудобным для постройки домов и поэтому предназначалось для постройки риг. Во избежание «излишней мокроты» в ненастное время по обе стороны новых улиц рыли канавы шириной не более двух аршин. Вырытую землю из канав по Лагерной улице до водоотводного канала предполагалось складывать по левую сторону в виде небольшого вала для предохранения селения от снежных заносов о зимнее время — это стало основой появления «валика», который сохранился. На других улицах вынутую землю следовало разравнивать. Братошинская слобода начиналась Высоцкой улицей и заканчивалась Кирасирской, Коломенская слобода начиналась от Высоцкой улицы и заканчивалась Лагерной. 
Таким образом, к 1840-м гг. сложилась основная «градостроительная сетка» улиц в Братошинской и Коломенской слободах. Центром Павловской слободы оставалась Санкт-Петербургская улица, на которой намечали разместить 108 дворов, а для остальных владельцев выделялся особый квартал между Петербургской и Стрельнинской дорогами. Это позволяло соблюсти некоторую симметрию по отношению к постройкам Братошинской слободы, а также придать селению живописный вид со стороны Стрельнинского шоссе, по которому часто проезжала в летнее время императорская семья. Предполагалось, что ручей разделит слободу на две части, каждая из которых будет иметь свои отличительные черты. В первой части (южной), где находился кирпичный завод, многие из крестьян занимались гончарным промыслом, во второй - разведением садов. 
Император при рассмотрении проектного плана Павловской слободы поручил продолжить ее последнюю улицу, названную Полевой, до смыкания углом с Задней улицей. Генплан Павловской слободы получил утверждение 1 августа 1841 г. 
Большой приток людей в летнее время в Красное Село способствовал осуществлению проекта архитектора Мейера, предпринявшего по указанию Удельного ведомства постройку 14 деревянных домов для сдачи внаем. Их решили возвести по правой стороне дороги из Красного Села к Дудергофу в Фабрикантской слободе (недалеко от Верхней красносельской бумажной фабрики). Проект был утвержден 19 апреля 1846 г. Строительство велось с большой экономией: сосновый лес использовался только в тех местах, где сырость могла повредить дереву,— на половые балки, нижние венцы стен, а в остальных местах лес был еловый. К октябрю 1841 г. постройку 14 дач закончили. Фасады небольших домов на три оси либо не имели декора, либо оформлялись пилястрами. Большой дом на пять осей имел мезонин. Пилястры и балюстрада дополняли его облик. 
Военные учения, смотры и маневры собирали в Красное Село много высокопоставленных гостей, в том числе иностранных и членов генералитета. В связи с этим разработали программу по перестройке ряда зданий, их приспособлению к новому назначению. 
По проекту Мейера в 1847 г. в дворцовом саду возводится еще один деревянный дворец императора. Здание имело форму квадрата с выступающими объемами восьмигранной башни и двух крылец. Для фундамента использовалась бутовая плита, на кладку цоколя употреблялся старый кирпич от разобранного ветхого здания бывшей бумажной фабрики. Наружная обшивка делалась с рустиками, карнизами, поясками. Главный фасад выделялся пилястрами. Дворец красился под серую известь с выделением де талей более светлым тоном. 19 июня государь осмотрел новый дворец и признал, что «он хорош, очень хорош и убран прекрасно, в особенности изволил восхищаться видом с башни на лагерь». 
В 1848 г. но проекту архитектора Мейера здание Главного удельного училища и красносельского удельного госпиталя приспособили для квартир в лагерное время.57 В связи с этим возникла необходимость в постройке новой удельной больницы, которую предполагалось расположить на пересечении улиц Дворцовой и Никольской (ныне существует, ул. Лермонтова, 30). Проект больницы, составленный Мейером, был утвержден 13 июня 1848 г. 
Одноэтажное деревянное Т-образное в плане здание со службами из бревен «в лапу» обшили «в рустик» строганными досками. Карнизы, пилястры, парапет, пояски и продушины выполнялись «столярной работой». Здание окрасили под серую известь, окна и двери — белилами. В связи с болезнью зодчего перечисленные работы выполнял архитектор Г. Камуцци (за исключением фундаментов). Постройку закончили к октябрю 1849 г. Ее освидетельствование провел архитектор Н. А. Бенуа и счел, что «здание построено хорошо, прочно, красиво и согласно с планом». Главный фасад больницы имел 3 — 11—3 осей. Центральный вход выделялся четырехколонным портиком. Боковые ризалиты на три оси были обработаны пилястрами на углах и завершались треугольными фронтонами. В настоящее время портик в здании отсутствует, вместо него центральные четыре оси выделены лопатками. 
Наряду с заботами о медицинском обслуживании жителей и гостей, приезжающих в летнее время в Красное Село, Николай I хотел, чтобы у военных чинов были светские развлечения в свободное от служебных обязанностей время. В связи с этим полковнику Н. Синельникову поручили наблюдение за устройством театра. Составление проекта взял на себя безвозмездно губернский инженер-архитектор Н. А. Сычев. Для летнего театра определили место на правой стороне нового шоссе, ведущего из Красного Села мимо бумажной фабрики к селению фабрикантов, в низине Безымянного озера. 13 декабря 1850 г. император, «изъявив Высочайшее соизволение на постройку в Красном Селе летнего деревянного театра... изволил из двух составленных архитектором Сычевым фасадов утвердить упрощенный. Что же касается до плана театра, то по изъявленному Государем наследником цесаревичем желанию таковой переделан архитектором Театральной дирекции Кавосом». А. К. Кавосу было предложено не увеличивать пропорции «противу плана архитектора Сычева, при сем препровождаемого, но с исправлением необходимых надобностей для театральных представлений и убавкою сцены, если пространство оной велико, а также чтобы было видно из всех мест». 
Благодаря тому, что в строительстве принимали участие военные, театр построили всего за полгода — к 1 июля 1851 г. Если внешний облик театра, прямоугольного в плане, отличался простотой, то внутренняя отделка была эффектна и красива.65 В зале кроме партера устроили бенуар и еще один ярус лож. Стены зала покрывали обои под мрамор, служащие удачным фоном для золотых украшений с элементами военной арматуры на барьерах лож. Убранство дополняла люстра в виде парящего орла, держащего венок. На занавесе был изображен красносельский лагерь. 
В 1860 г. в театре произвели ряд исправлений, а в 1868 г. по ходатайству великого князя Николая Николаевича Старшего построили новый театр. В газете «Голос» в 1868 г. новая постройка была охарактеризована как первая архитектурная попытка «устроить театр в русском стиле». Окончательной отработкой проекта театра занимались инженер-полковник Бенземан и его помощник Еньский. Здание имело 8 саженей в высоту, 25 саженей в длину и 15 саженей в ширину. В зрительном зале устроили партер и три яруса. Внутреннюю отделку производили по рисункам архитектора Харламова. Просторное фойе при бельэтаже вело на обширную террасу, расположенную над главным подъездом здания. Две боковые царские ложи имели форму изб с коньками и орнаментом с характерными мотивами народного зодчества. Так же были орнаментованы барьеры лож, окна снаружи здания. Строго соблюдался типичный характер украшений: лошадь с поводырем, павлин, орел с распростертыми крыльями. На плафоне изображались фигуры русских крестьянок в одежде разных губерний. 
В 1904 г. театр подвергся капитальной перестройке. Работами руководил академик архитектуры А. И. фон Гоген. В зрительном зале сделали новый плафон. Художественные работы выполнял Гуджиери. Почти за полвека при театре, который не сохранился, сформировался большой парк. 
Из построек середины XIX в. следует выделить деревянную гауптвахту. На фасаде двухэтажного здания на пять осей указана дата — 1851 год. Окна обработаны рустом, фронтон имеет фигурную форму. Гауптвахта сохранялась без изменений и зафиксирована на фотографии конца XIX —начала XX в. 
Красное Село находилось в 25,5 верстах к юго-востоку от Санкт-Петербурга, поэтому для быстрого и удобного сообщения со столицей большое внимание уделили постройке железной дороги. Эта дорога при помощи командированных нижних чинов гвардии (по 180 человек с полка) была начата летом 1858 г, от Лигово. На следующий год по ней открыли движение. Вокзал, возведенный в готических формах по проекту Н. Д. Бенуа, стал воплощением романтических исканий архитектора, впервые нашедших отражение в здании вокзала в Петергофе. Рядом с каменным зданием вокзала находилась деревянная станция в «русском стиле», предназначенная для приезда императора (автор неизвестен). 
Деревянные здания военного госпиталя со службами, находящиеся к югу за Госпитальной улицей, были построены к 1832 г. На найденном черте же генерального плана, датируемом 1864 г., изображены на этом месте два больничных корпуса для пяти офицеров и 120 нижних чинов, флигель для семей чиновников, флигель для аптеки и кухни, часовня, цейхгауз. В статье Е. С. Каменского «Красное Село» есть указание, что военный госпиталь был построен в 1865 г. Ныне часть зданий госпиталя, обозначенных на генплане, сохранилась (ул. Восстановления, 13). В них размещается профилакторий. Главный фасад сохранившегося лечебного корпуса имеет 12 осей. Стены акцентированы пилястрами в простенках между окнами, которые оформлены наличниками. К сожалению, к нему пристроено современное кирпичное здание.
Часть 2 >
Категория: История Красного Села | Добавил: Автор (29.08.2011)
Просмотров: 4880 | Теги: РАСЦВЕТА, ..., красное, ПОД ПЕТЕРБУРГОМ, Т. И. Николаева, времен, село, Часть 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск
Подписаться
ВидеоБлог
Погода в Красном Селе
Погода в городе Красное Село
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья
Новости Красного Села ,Телефонный Справочник, Доска объявлений КРАСНОЕ СЕЛО © 2024 При использовании товаров гиперссылка обязательна. Карта сайта | Сделал Антон Кузнецов Хостинг от uCoz