Ропшинский дворец до сих пор еще остается в оперативном управлении ГМЗ «Петергоф», но летом 2017 года его изымут из оперативного управления «Петергофа» для передачи «Роснефти».
Директор ГМЗ Елена Кальницкая 15 мая 2017 года назвала опыт Ропши «горьким опытом» и отметила, что речь уже не идет о реставрации, а только о воссоздании федерального памятника, так как он превратился в руины.
Осенью 2016 года прошла информация о том, что компания «Роснефть» может взять в аренду Ропшу на 99 лет. В феврале текущего года министр культуры Владимир Мединский сообщил, что памятник при этом останется в федеральной собственности.
Елена Кальницкая отметила, что, по ее мнению, необходимо специальное постановление правительства РФ, касающееся Ропшинского дворца, так как федеральные памятники не могут быть согласно современному законодательству объектами государственно-частного партнерства.
Напомним, решение передать Ропшинский дворец музею-заповеднику «Петергоф» было принято 21 ноября 2012 года в Москве в Государственной Третьяковской галерее министром культуры России Владимиром Мединским на совещании с участием зампреда правительства РФ Ольги Голодец и директоров ведущих российских музеев.
ГМЗ «Петергоф» передали Ропшинский дворец в оперативное управление. «У нас появится возможность создать уникальный туристический кластер, который объединит ансамбли и парки Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны и Ропши», - Но пока еще рано говорить о музейной концепции – Ропшу надо спасать, выставить там охрану. Спасать быстро и напористо», - говорила в 2012 году Елена Кальницкая. ГМЗ «Петергоф» стал в 2012 году единственным федеральным дворцово-парковым ансамблем, работающем на территории двух субъектов Российской Федерации – Петербурга и Ленинградской области.
Шло время. 8 января 2015 года обрушился портик фасада дворца, опасались, что возможны новые обрушения. Министерство культуры выделило 15 млн рублей на противоаварийные работы.
Елена Кальницкая сообщила 21 января 2015 года, что музей-заповедник «Петергоф» готов предложить Министерству культуры создать в Ропше Российскую опытно-проектную школу реставрации «Р.О.П.Ш.А.». «Это проект государственного масштаба, возможно, необходимо принять для этого специальное постановление правительства», - сказала тогда генеральный директор «Петергофа» и назвала возможные сроки – 4-5 лет, при условии нахождения средств.
Вице-губернатор Ленинградской области Николай Емельянов говорил тогда, что правительство области этот проект поддерживает и поможет в создании инженерной инфраструктуры и подключении электроэнергии по постоянной схеме. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко высказывал намерения обратиться в правительство России по финансированию проекта: «Есть понимание между ГМЗ «Петергоф» и Ленинградской областью, никаких конфликтов нет».
Но весной 2016 года Елена Кальницкая заявила, что ситуация с памятником не просто критическая, а устрашающая и через год от дворца останутся одни руины, срочно нужны инвесторы. На эксплуатацию и консервацию ежегодно надо около 50 млн рублей. Тогда же госпожа Кальницкая сообщила, что Министерство культуры намерено решить вопрос с Ропшей во второй половине текущего года.
Ранее директор называла общую сумму, которая потребуется для спасения дворца и 28 памятников на прилегающей территории, – это 5 миллиардов рублей. А в «Роснефти» в минувшем году говорили, что компания рассматривает возможность участия в реставрации Ропшинского ансамбля как свой вклад в сохранение культурного наследия страны и планирует потом «использовать Ропшу в представительских целях, но при этом в компании обещают открыть здание для туристических групп».
Напомним также, что Ропшинский дворец принадлежал в свое время князю-кесарю Ромодановскому, мастеру тайных дел и пыток, потом именно здесь при загадочных обстоятельствах оборвалась жизнь свергнутого Екатериной Петра III — из Ораниенбаума низложенный император отправился в Ропшу, но, как гласит легенда, был задушен шарфом, а не умер от внезапно обострившейся болезни. После смерти Петра III Екатерина II приказала: «О Ропше не вспоминать!» «Упоминание о Ропше неугодно», — вторили цензоры.
В конце XVIII века Павел I возродил ропшинское имение в память об убитом здесь отце. Восстановление шло втайне от Екатерины, дабы избежать ее гнева. В 1826 году император Николай Павлович подарил усадьбу в Ропше своей супруге — императрице Александре Федоровне. В 1857 году усадьба перешла в ведение департамента уделов. С Ропшей связаны имена известных деятелей культуры — Hиколая Hекрасова, Ивана Гончарова, Ивана Панаева. В 1858 году сюда приезжал французский романист Александр Дюма. Император Николай II часто охотился в ропшинских окрестностях. Ропшинский ансамбль — памятник дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков — находится под эгидой ЮНЕСКО, но доведен до состояния полнейшей деградации.
Кстати, если говорить о том, кто довел Ропшу до такого состояния, нелишне напомнить, что части вермахта во время Великой Отечественной войны, отступая в 1944 году во время Красносельско–Ропшинской наступательной операции Советской армии, подожгли дворец. Но после войны усадьба была восстановлена полностью – там разместился штаб летной войсковой части, парк также поддерживался в хорошем состоянии. После летчиков в Ропше стояли военные химики. Они покинули дворец в 1978 году, тогда полы, двери и все остальное, что можно было отодрать, было унесено. До 1985 года дворец стоял, забитый железными листами – чтобы никто не влез. В 1985 году его отдали Ломоносовской птицефабрике для санатория, но его так там и не устроили, через 5 лет дворец сгорел.
Ропшинский дворец – памятник культуры и архитектуры федерального значения – разрушили сами россияне, так как ни один захватчик после 1944 года на землю Ропши не ступал.
|