Недалеко от средней рогатки некогда стояла «Глазова харчевня». Это последняя остановка обозов и извозчиков на пути к Петербургу. От этой местности видны две высокая горы: одна покрытая лесом, а другая безлесная с церковью — обе носят название «Дудергофских».
С вершин обеих гор, в ясную погоду, видно, даже простым глазом: Кронштадт, Ораниенбаум, Петергоф, Стрельну, Село Красное и весь почти Петербург. Другая гора, лежащая при Красном Селе и покрытая лесом, представляет хорошую растительную долину, с садовыми плодовыми деревьями; на верху горы колодезь с превосходною мягкою холодною водою. В прежнее время в этих садах содержалось множество фазанов. Император Петр очень любил эту местность и часто посещал ее. Уже в 1707 году встречаются письма его, в которых он говорить об этой горе.
При шведском владычестве здесь жил барон Дудергоф. Гора эта поднимается над уровнем моря на 82 саж., она выше Петропавловской крепости на 26 саж. и Исаакиевского собора— на 30 саж. На этой горе встречаются многие дикорастущие растения, не свойственные петербургской флоре. Здесь в прошедшем столетии был устроен ботанический рассадник. По обеим сторонам дороги здесь поселились, в 1767 году, немецкие колонисты.
…
На возвышенном месте, образуемом Дудергофскими горами, лежит и Красное Село. До 1811 года село это называлось в официальных бумагах «дворцовым селом Красным»; название «Красное», вероятно, произошло от красивого положения этой местности. Существование дворца в селе надо отнести к временам Екатерины I; в эти же года построена здесь была и деревянная церковь во имя св. Екатерины. В 1733 году был дан указ из духовного правления строить в Красном Селе церковь каменную во имя св. Троицы, с приделом великомученицы Екатерины. Дело о постройке каменной церкви, вместо обветшалой деревянной, возникло вследствие того, что государыня пожертвовала на каменную церковь 350 рублей, как об этом доносил в петербургскую дворцовую контору известный строитель Сергиевской пустыни, духовник императрицы Анны Иоановны архимандрит Варлаам.
Постройка каменной церкви производилась до 1735 года по плану архитектора Бланки и под наблюдешем управителя Красного Села, Дмитрия Парфениева, причта и прихожан. Церковь освящена была 20-го ноля 1735 года. Главный алтарь посвящен св. Троице: правый - Екатерине, левый, пристроенный в 1738 году - св. Николаю, Никольский придел освящен в 1761 году. В 1822 году, с южной стороны, устроен зимний придел во имя Симеона и Анны. В 1854 году церковь возобновлена по плану архитектора Рязанова. В числе достопримечательностей храма там священные сосуды и Евангелие принесены в дар Вениамином, епископом архангельским и олонецким в 1782 году. При присылке этих вещей Вениамин прислал к священнику села Красного, своему родному брату, следующее письмо: «Государь мой братец! Евангелие моим коштом состроенное, вознамерился я положить в церковь Живоначальныя Троицы, где и родители наши почивают, и при которой мы взросли и воспитаны. Чего ради оное при сем и посылаю и прошу вас внесть сие в церковь и употреблять во славу Божию. Вениамин епископ». Этот Вениамин, в миру Василий Краснопевцев, был наставником С.-Петербургской духовной академии, в первые годы по открытии её. В этой церкви также замечателен образ св. Симеона Богоприимца с предвечным младенцем, поступивший сюда по повелению императора Павла I, в 1800 году; императрица Мария Федоровна пожаловала для украшения этого образа свой бриллиантовый перстень. Затем также здесь заслуживает внимание паникадило медное, литое, позолоченное. Под створом его шар с следующею надписью: «сие паникадило ее императорского величества, всепресветлейшей, самодержавнейшей великой государыни императрицы Елизаветы Алексеевны, всея России, Копорского уезда, в село Красное, к церкви св. Живоначальной Троицы, выписано из Стокгольма 1750 году, вывезено на корабле С.-Петербургскаго купца Ивана Чиркина».
Под склоном Красного Села протекает речка Дудергофка, которая вместе с другими водами собирающимися, в эту низменность, образует три озера, из этих озер вытекает речка Лиговка.
На озерах устроены бумажная фабрики и находится так называемое Фабрикантское селение. За селением и фабриками простирается место, где обыкновенно стоят лагерем войска гвардейского корпуса. Первый такой лагерь войск состоялся в царствование императрицы Екатерины II в 1765 году, затем сюда выводились на месяц войска для маневров в 1819, 1820 и 1823 годах, а с 1824 года Красное Село стало делаться постоянным лагерным расположением гвардейских войск.
В 1851 году, по мысли великого князя Михаила Павловича, в долине у Безымянного озера воздвигнут был Красносельский театр. Поводом к его основанию, как рассказывает актер Максимов в своих воспоминаниях, послужило следующее обстоятельство: 6-е августа, день Преображения Господня, считается праздником всех гвардейских корпусов; в 1850 году в этот день в лагере находились иностранные царственные гости; дежурный штаб-офицер полковник Н. П. Синельников вечером на озере, где находится офицерская ванна, сжег сюрпризом блистательный фейерверк, вследствие которого на берегах озера устроилось импровизированное гулянье, на котором присутствовал и сам император Николай Павлович с августейшим семейством. Гулянье вышло оживленное и веселое, за которое, по его окончании, государь милостиво поблагодарил Синельникова и выразил ему свое желание, нельзя ли что-нибудь придумать, чтобы могло постоянно доставлять ему развлечение, так чтобы офицеры не скучали во время лагерей? Синельников, думая, остановился на театре, получив своей идее всемилостивейшее одобрение государя наследника, вместе с разрешением употребить на её осуществление деньги из экономических сумм. Н. П. Синельников приступил позднею осенью, в 1850 году, к постройке театра, а в мае месяце следующего года, недалеко от озера, на бывшем до того времени чистом поле, возник не только театр, но и довольно обширный парк, простиравшийся до озера, на берегу которого был построен просторный и красивый павильон, а против него на озере находилась большая ванна.
Театр, не смотря на неимоверно быструю постройку, оказался весьма прочным и более десятка лет не требовал ремонта: впоследствии уже к нему прибавлен был еще «ярус лож. Театр был построен архитектором Сарычевым, на каменном фундаменте и под железною крышею; наружный вид его не отличался ничем особенным; во внутренней же отделке он был очень эффектен и красив. Стены зала были покрыты белыми под мрамор обоями, с золотыми украшениями на барьерах лож, изображающих военные арматуры; особенный эффект производила люстра, в виде парящего орла, держащего когтями на цепях большой лавровый венок, в котором помещались лампы. Зало, кроме партера, имело бенуары и один ярус лож, посреди которого помещалась императорская ложа, устроенная мебельщиком Туром, по образцу ложи Михайловского театра. На передней занавеси изображен был красносельский лагерь ранним утром, с восходящим солнцем над ставкою государя императора. Вид был взят с штабной горы из Красного Села и исполнен с натуры художником, машинистом и декоратором Большого театра, г. Роллером. Постройка театра обошлась всего .в девять тысяч рублей. По словам артистов, ни в одном из императорских театров не бывало такого порядка за кулисами, какой царил в Красносельском театре: перемена декораций, уборка сцены производилась быстро, без всякой суеты, в глубочайшей тишине и все это делалось одними солдатами, по команде. 2-го июля 1851 года наследник цесаревич осматривал театр, зрительная зала была освещена, как в день представления; при входе наследника оркестр исполнил гимн «Боже Царя храни». Его высочество остался очень доволен устройством театра.
На другой день, 3-го июля, состоялось первое представление в присутствии императора Николая Павловича и лиц императорской фамилии. Государь, войдя в свою ложу и увидев театр, наполненный исключительно гвардейскими офицерами, при эффектном украшении зала, был приятно изумлен. Оркестр приветствовал монарха гимном, а все присутствующее - восторженными криками «ура!» Император смотрел представление, сидя в креслах, в партере.
По окончании первой пьесы, государь осматривал сцену и перемену декораций, совершающуюся без всякого замешательства и разговоров приученною к театральному делу командою нижних чинов и изволил обратить на это внимание бывшего тут директора театров А. М. Гедеонова. В конце спектакля актер П. И. Григорьев пропел сочиненные им на случай открытия театра стихи, которые кончались так:
Для лагерей жизнь = радость наступила.
Так пусть твердит здесь каждый офицер;
Да здравствует преемник Михаила,
Наш корпусный начальник-кавалер!
Каждый спектакль Красносельского театра по составу зрителей, наполнявших зал, казался каким-то торжественным спектаклем: в ложах помещались дамы, а в первых рядах кресел лица, преимущественно в генеральских эполетах.
Посетители театра состояли единственно из гг. военных и их семейств, посторонние зрители не допускались; известный в то время миллионер-театрал Пр. Ив. П-в, предлагал за кресло, чтобы абонироваться, 3,000 рублей, но ему было отказано. Спектакли здесь в первое время давались очень часто, по три, по четыре раза в неделю. Сборы всегда были полные, все места абонировались. Дирекция Императорских театров для постановки спектаклей на Красносельском театре откомандировала режиссера А. А. Краюшкина с предписанием рекомендовать тамошнему директору все лучшие пьесы. Первоначально оркестр был здесь составлен из полковых музыкантов, под управлением главного капельмейстера всех гвардейских корпусов, г. Чапиевского, но позднее к полковым музыкантам прибавлялись музыканты Александринского театра, и в водевилях оркестром управлял дирижер того же театра, В. М. Кажинский.
Поездки актеров в Красное Село, по рассказам последних, были как бы загородкою прогулкою или поездкою на дачу в гости к радушному и хлебосольному хозяину.
В день спектакля, к девяти часам утра все собирались к Александринскому театру, где их ожидали большие с империалами дилижансы, запряженные шестериком. Поезд отправлялся по Нарвской дороге, у «Соломенного кабачка» переменяли лошадей, откуда поезд следовал уже до места. По приезде в Красное Село, актерам был подаваем роскошный завтрак в павильоне, на озере, или в самом театре, позади сцены. После завтрака обыкновенно делались репетиции спектакля. Затем артисты отправлялись на прогулку по окрестностям дамы - в придворных линейках, мужчины - верхами. По возвращении с прогулки, актеры садились за превосходно приготовленный обед, иногда в павильоне, а более в театральном фойе. За обедом, кроме прочих вин, подавалось шампанское в неограниченном количестве. После обеда шли в уборные на отдых. По окончании обеда до начала спектакля играл хор военной музыки. В 8 часов начинался спектакль, во время которого на сцену подавался чай. По окончании спектакля, ужинали в павильоне. Иногда, если спектакли в Красном Селе назначались два дня сряду, актеры, участвующие в обоих, оставались ночевать в театре, для чего в уборных приготовлялась для каждого офицерская кровать.
Поутру каждый посылал в ресторан за чаем или кофе. По окончании сезона артисты вознаграждались разовыми в размере более того, что получали от дирекции; исполнявшие мелкие роли получали по пяти рублей. Труд режиссера - по десяти рублей за спектакль и т. д. Кроме того, многие из первых актеров удостаивались подарков от Государя Императора и Государя Наследника. Красносельский театр, в 1860 году, на собственные Государя Императора суммы был исправлен, а в 1868 году, вместо этого театра, по ходатайству великого князя Николая Николаевича Старшего, построен на суммы военного ведомства новый театр, причем был значительно увеличен и парк. Одновременно с этим устроены были прекрасные шоссейные дороги по лагерю. Лагерь под Красным Селом в старину представлял довольно красивую картину: кавалерия обыкновенно располагалась в деревне, а пехота в палатках, покрывающих все видимое пространство.
Солдатские палатки расставлялись по одной линии в три ряда одна за другою; за ними, отступя немного, следовали офицерские палатки, потом, с таким же уступом - штаб-офицерские, далее - полкового командира, которая всегда посредине полка. Палатки бригадных командиров в средине бригады, за ними палатка дивизионного генерала. За палаткою полкового командира ставили палатки для его адъютанта и поодаль—для канцелярии и музыкантов. Все это придавало Красному Селу какой-то необыкновенный вид и привлекало массу посетителей из города.
Также и ежегодно бывающие в Красном Сели офицерские скачки в этот день вносят много жизни и оживления. Своей наружной красотой Красное Село много обязано двум начальникам петербургского военного округа - это бывшему графу Павлу Андреевичу Шувалову и нынешнему Н. И. Бобрикову. В царствование Екатерины II в Красном Селе был построен дворец для летнего пребывания. Позднее, на высотах Дудергофских император Николай Павлович, выстроил новый, наподобие крестьянской большой избы. К Красному Селу принадлежат две слободы: Братошинская и Коломенская. Крестьяне этих деревень на покатостях гор развели фруктовые сады, которые и составляют главный предмет их дохода. До 1796 года красносельские крестьяне, вместе с приписанными к ним деревнями, состояли в ведомстве правленая города Павловска, а потом поступили в управление красносельской удельной конторы.
|